Никогда не говори | Полина Санаева | Даня

Даня

Никогда не говори

Недавно, в свои 10 лет официальный аутист Даниил Солодков впервые заговорил так, что его поняли все вокруг. А вокруг Дани была его мама, его логопед и педагоги ресурсного класса. Они услышали слово «сом» и поняли, что все на свете было не зря.

До этого момента речь Дани понимала только мама. Потому что произносил он только гласные звуки. Комиссии ставили ребенку умственную отсталость без вариантов. А логопеды убедительно объясняли, почему он не будет говорить НИКОГДА. Из перспектив образования — коррекционная школа, где первую четверть учебного года учатся собирать портфель.

Но когда Дане было 7, в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков на Кашенкином Лугу Екатерина Мень и Яна Золотовицкая набирали в свой «класс подготовки» самых «тяжелых» детей. И взяли туда Даниила – одного из безнадежных. Год готовили к инклюзивному обучению. А в первый класс он пошел уже в обычную школу №1465, вместе с другими учениками «класса подготовки».
«Центр проблем аутизма» внедрил там инклюзивное обучение.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потеребностями. (Википедия)

Другими словами, инклюзия – это когда дети с ограниченными возможностями ходят в обычные общеобразовательные школы, а не кучкуются в специальных изолированных учебно-лечебных заведениях. Последние 30 лет у нас в стране считалось, что инклюзия — это невозможно и ненужно. (Вредно и опасно).

И вот теперь Даниил Солодков не только закончил второй класс – внимание! обычный второй класс – без троек (а по математике обогнал программу), но и стал произносить звуки, для которых его речевой аппарат совершенно не приспособлен. И произошло это не только потому, что все это время он занимался с очень упорным логопедом, но и потому, что САМ ОЧЕНЬ ЗАХОТЕЛ говорить. Среда потребовала. А аутисты отзываются на среду. И если она благоприятная — их периоды открытости миру становятся дольше. А «в аут» они уходят все реже.

Даниил Солодков

Фото Оли Ивановой

Так вот, в 7 лет Даня не только не говорил. У него не было и так называемого «учебного поведения» — он носился по школе, делал что хотел, не всегда реагировал на замечания, в общем, вел себя крайне социально-незрело. (Что в нашей системе образования приравнивается к умственной отсталости: интеллект меряют как раз социальной зрелостью. Может дитё отпроситься пописать, может поднять руку, прежде чем ответить – значит, к школе готов!). Кроме того, у него не было альтернативных средств коммуникации, с помощью которых он мог бы взаимодействовать с окружающими. Но взаимодействовать он и не стремился — ему вполне хватало мамы. Аутисты вообще не понимают, зачем им общение с кем-то еще…

Пользоваться сначала картинками, а потом и планшетом его научили уже в инклюзии. PECS – система общения посредством обмена картинками – коммуникативный костыль аутиста. Она сходу расширила данины социальные возможности, за которыми возникло желание общаться. Ну и возможности обучения тоже сильно возросли. Спустя какое-то время оказалось, что Даня фантастически хорошо разбирается во всем, что связано с компьютерами, смартфонами, программами. Стали бояться, что он взломает какой-нибудь стратегический сайт. Отучили сломя голову бегать по школе и выходить из класса посреди урока. Даня привык сидеть за партой, взаимодействовать с учителями и одноклассниками и даже иногда выходит к доске.

Даниил Солодков

Фото Оли Ивановой

Когда стало ясно, что ребенок хорошо читает и реагирует на письменную речь – начали развивать этот навык. Обнаружили высокий НЕВЕРБАЛЬНЫЙ интеллект – то есть в предметах, где устная речь не нужна, Даня спокойно берет уровень школьной программы. Сосредоточились на том, чтобы отсутствие речи не влияло на развитие языка, понятийности, формирование лексического запаса. Активно развивали внутреннюю речь, спасали (и спасли!) коммуникативные функции. Словом, учится человек, получает полноценное образование, чему отсутствие речи совершенно не мешает.

Даня стал читать, писать сочинения и отвечать на вопросы по пониманию прочитанного. Педагоги и родители выдохнули и расслабились. Не в том смысле, что перестали заниматься его развитием – отнюдь! Просто решили, что Солодков, видимо, станет первым невербальным аутистом, который поступит в ВУЗ. В Америке и Европе таких много, а у нас Даня мог стать первым. Но теперь он уже не невербальный.

Параллельно с образовательным процессом в ресурсной комнате школы, где особые дети проводят большую часть времени, с Даней занимался логопед Анастасия Алексеевна Воронкова. Она не оспаривала заключения врачей по поводу степени нарушений его речевого аппарата, а просто работала день за днем. Надевала резиновую перчатку, залезала в рот, чтоб показать, как нужно складывать язык, как правильно им двигать – примерно по такому же принципу, как фитнес-инструктор «ставит» ногу или руку, чтобы упражнение выполнялось правильно. Логопед сразу поняла, что Даня очень смышленый, и  заводила у него правильные моторные привычки, ставила дыхание и звуки – каждый по отдельности… Один за другим.

И все-таки, помимо усилий педагогов, родителей и логопеда есть еще один важный и, возможно, самый главный фактор – в школе Даня понял, что мир проявляет к нему интерес. И предлагает дружбу.

Даниил Солодков

Фото Оли Ивановой

Когда он пришел в первый класс – остальные дети восприняли это как должное. Они же тоже пришли в школу первый раз. И увидели, что педагоги и все взрослые относятся к особому ребенку как к равному соученику, и естественно отнеслись к нему с уважением и симпатией. Теперь у Дани есть друзья, общение, коллектив…

— Умственная отсталость — очень неточный, размытый термин, — говорит поведенческий психолог, координатор инклюзии №1465 Юлия Преснякова. Задержки умственного развития все-таки предполагают медленное, но линейное развитие. А у аутиста – оно фрагментарное: одни функции развиваются очень быстро, другие могут ощутимо отставать. Поэтому обучение у нас опирается на сильные стороны ребенка и постепенно подтягивает слабые… Мы никогда не знаем, на что ребенок откликнется, в чем он по-настоящему талантлив. Но знаем, что с этими детьми «никогда не говори никогда», что они удивляют, что полны сюрпризов. И продолжаем работать.

— Аутистам далеко не наплевать, что о них думают окружающие. Им нужна дружба. Они понимают, что отличаются от всех, но при этом у них нет запроса на снисхождение к себе,- рассказывает мама Дани, Кристина. Даня, например, любит писать смс и, думаю, понял, что отсутствие речи – существенный барьер на пути к общению со сверстниками. Вот и напрягся… Возможности аутистов не изучены. Как и природа самого аутизма. Но снова выяснилось, что инклюзия дает им такие запросы, ставит перед ними такие естественные задачи, которые невозможно смоделировать в изолированной среде. И очень часто эти задачи оказываются им по силам.

А представляете, если бы Даня пошел в ту школу, где целую четверть учатся собирать портфель? И сколько таких Дань все еще там?

Проект инклюзивного образования требует ежегодного финансирования и пока нуждается в постоянной поддержке со стороны частных лиц и организаций. Проект нуждается и в вещественной помощи, которую вы можете передать лично.

Подробную смету по проекту вы можете найти на сайте БФ «Галчонок»:

http://bf-galchonok.ru/proekt-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Узнать более подробную информацию можно по телефону 8−926−217−70−71.

http://planeta.ru/campaigns/959

Помочь Фонду «Галчонок» можно и здесь, поддержав его проект «Ловцы над пропастью», героем которого являются и сам Даня, и его одноклассники, и его замечательные учителя.

http://www.globalgiving.org/projects/catchers-in-the-rye/

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:negative: 
::angel:: 
::redin:: 
::bravoo:: 
::carzy:: 
::devil:: 
::inlove:: 
::kiss:: 
::sorry:: 
::pardon:: 
 

*

Scroll Up