Время на ощупь | Полина Санаева | Файтель Мулляр

Ф.Л. Мулляр

Время на ощупь | Полина Санаева | Файтель Мулляр

Файтель Мулляр / Полина Санаева:

Ходила к художнику 1911 года рождения. Имя такое — Файтель Мулляр. Ему позировали Алексей Толстой, Сергей Эйзенштейн, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд, Аркадий Райкин…

Из одного окна квартиры — кремлевские башни, из другого — жилой дом Большого театра с мемориальными досками по периметру.  Внутри обстановка по-настоящему аскетичная. Кровать, кресло, столик… А он такой старенький! И помнит совершенно ясно, кажется, все свои 97 лет. Подробно помнит.

Я о нем писала. И в рассказе эпизод был, как представители графической секции МОСХ зашли к нему домой глянуть на его работы, чтобы понять, принимать его в свою организацию или нет. И он говорит, что расставил работы прямо на диване и на полу — больше мебели в его комнате не было. Ничего больше не было. И такая деталь: «Я помню, рюмки искал, было неудобно, что и их нет…»

В публикацию это не вошло — неформат. А меня как раз и поразило, что через 70 лет он помнит свою неловкость из-за рюмок.

Или что когда ему сказали подождать решения — принят ли он в МОСХ — он в волнении выбежал на улицу, «…а пальто на вешалке в приемной забыл». Выбежал и сел не в тот трамвай, уехал в противоположную сторону. И было это в 30-е годы прошлого века. Вот вам время на ощупь.

В какой-то момент меня реально потрясла возможность поговорить с человеком, который был знаком с Цветаевой и Пастернаком, который, пока жил в Одессе, слушал выступления Багрицкого, Катаева, Бабеля, Семена Кирсанова, Юрия Олеши. Дружил с Липкиным и Аркадием Райкиным.

«С Цветаевой у Мулляра связан один эпизод, который рассказывала на открытии выставки поэт и экскурсовод музея Галина Данильева . В 1923 году молодой тогда Файтель пошел в книжную лавку за тетрадями, увидел там ее сборник «Версты». На обложке был Амур с завязанными глазами работы Вышеславцева. И вот Файтель поступил в традиции бабелевского Бени Крика — украл эту книжку. Когда Марина Цветаева приехала из Франции в Россию, то ей поэт Семен Липкин в 1940 году сказал :» Есть в Москве художник, который Вас украл!»

В то же лето 1940 года Файтель Лазаревич отдыхал под Тарусой. Однажды, возвратившись в Дом творчества с прогулки, он от кого-то услышал – А к тебе Цветаева приезжала! Свидетельство художника – это еще одно свидетельство в пользу бытующей легенды о том, что перед войной Марина Цветаева побывала в Тарусе. Возможно, она побывала там тайно. Ф. Мулляр написал в 1940-41 годах акварелью и темперой по бумаге портрет Марины Цветаевой. Тем более что по его словам, он все же увиделся с ней потом, на даче у Б. Пастернака. Об этом пишет в своем очерке о художнике Г. Данильева: «Тем же летом Файтель Мулляр окажется в Переделкино со своим другом, Семеном Липкиным, – будут подыскивать ему дачу, припозднятся, зайдут к Борису Пастернаку и встретят там приехавшую Марину Цветаеву. Так состоится знакомство воочию».

Цитирую, чтоб показать степень погруженности художника в ту среду…

Когда я шла к нему впервые, и про шикарное знакомоство с Юрием Олешей уже читала: «Перед началом учебного года я пошел купить письменные принадлежности. Подхожу к магазину на Дерибасовской и вижу, что рабочий прибивает вывеску с надписью «Пищебумажный магазин». И вдруг обращается ко мне стоящий рядом мужчина, в котором я сразу узнал Юрия Олешу: «Молодой человек, как Вы думаете, это действительно ошибка или сознательное заигрывание с покупателем?» Он был первый, кто обратился ко мне на «Вы». Позже в Москве Олеша приведет его к Мейерхольду.

Все эти люди, которые для нас исторические персонажи, причем из истории довольно далекой, книжной, неоцифрованной, для Мулляра — живые, свои, недавние . И это даже не про теорию шести рукопожатий, а про вещество времени. Сидишь рядом и ощущаешь, как оно сжато. И не течет, а стоит.

А про войну он так сказал: «Ад Сталинграда воспитал во мне личность. Я уверовал: зло — побеждаемо».

Когда мы к нему приходим, то сначала здороваемся в коридоре с той женщиной, которая за ним ухаживает, записывает его стихи, звонит когда надо «в инстанции»… Мы с ней немножко разговариваем и видим, что Мулляр сидит у себя в комнате, готовый ко встрече «с журналистами». Ничего не делает, просто сидит. На нем чистая рубашка, на колене чистый платок, он свежевыбрит и расчесан.

«Ну рассказывайте, где вы так долго пропадали!» — говорит мне Ирина Георгиевна. А он всплескивает руками и восклицает: «Разве у красивой женщины спрашивают, где она пропадала?!»

Вот это класс! Такое услышать, как в Серебряном веке побывать. Чудеса.

P.S. Эти несколько встреч были довольно давно. Периодически печатаю в поисковике — Файтель Мулляр. Не хочу найти дату смерти. И ничего о нем не знаю. Если кто знает, скажите, пожалуйста. Этот человек будто вписал меня в какой-то общий мировой порядок. Втянул с окраины в большой круговорот.

P.P.S: Файтель Лазаревич Мулляр скончался в марте 2011 года, не дожив до своего столетия всего девять месяцев.

 

Ф.Л. Мулляр. Портрет Алексея Толстого. 1941. Б., картон, смеш. техника. 60,8х42,4. Собственность художника. Москва

Ф.Л. Мулляр. Портрет Алексея Толстого. 1941. Б., картон, смеш. техника. 60,8х42,4. Собственность художника. Москва

Файтель Мулляр. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1939. Б., картон, смеш. техника. 57,5х67,5. Собственность художника. Москва. Публикуется впервые

Ф.Л. Мулляр. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1939. Б., картон, смеш.техника. 57,5х67,5. Собственность художника. Москва.

Ф.Л. Мулляр. Портрет Сергея Эйзенштейна. 1961. Государственный институт искусствознания. Москва. Публикуется впервые

Ф.Л. Мулляр. Портрет Сергея Эйзенштейна. 1961. Государственный институт искусствознания. Москва.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:negative: 
::angel:: 
::redin:: 
::bravoo:: 
::carzy:: 
::devil:: 
::inlove:: 
::kiss:: 
::sorry:: 
::pardon:: 
 

*

Scroll Up