Олег Санаев

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Ⅳ. ВЫЖИВАНИЕ

КАК ПРОФЕССИЯ

Итак, перед выходом 65-летнего Евгения Гвоздева во вторую одиночную кругосветку на 3,7-метровой самодельной яхте в мае 1999 года друзья, коллеги и специалисты оценивали его шансы на возвращение как 50×50. А один из них даже назвал это предприятие морским вариантом «русской рулетки». Только длинным, вернее, растянутым во времени.

И вот 9 августа 2003 года в Махачкалинском морском торговом порту, в той его части, которая зовется рыбным портом, это фантастическое и второе в жизни Евгения Александровича кругосветное плавание благополучно завершилось.

Как и в первом своем походе, Е.А.Гвоздев уходил отсюда же, уходил курсом на норд, на Астрахань. Потом были Новороссийск, Босфор, Гибралтар, Канарские острова, Бразилия с Аргентиной, переход из Атлантики в Тихий океан через Магелланов пролив, остров Таити, до которого от берегов Чили он «пилил» 120 суток. И возвращение домой через австралийский Дарвин, Шри-Ланку, индийский Кочин, Джибути, через Красное море с его всегда встречным ветром. И Суэцкий канал с его очень любящими бакшиш (подарки) лоцманами…

Чтобы написать книгу об этом беспримерном для России походе или хотя бы нормальный очерк, нужно время. Поэтому все вопросы к путешественнику были систематизированы, сгруппированы в пять крупных блоков и выстроены в порядке, диктуемом логикой плавания:

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

В любом яхт-клубе «Саид» – самый маленький

  1. Почему яхта «Саид» такая маленькая?
  2. Что означают для мореплавателя государственные границы?
  3. Выживание: умение или везение?
  4. Морская практика: технические и человеческие возможности.
  5. Лекарство от одиночества.

 

Почему яхта «Саид» такая маленькая?

Прошел всего год после первого плавания, а Евгений Александрович занудился, заскучал и не расставался со своим четвероногим другом – диваном. Диван стоял, естественно, напротив телевизора, по которому что ни день, то детектив-футбол-политика, политика-футбол-детектив. Озвереешь тут. В Дагестане прошла тогда очередная серия покушений и взрывов – сказывались соседство с мятежной Чечней и рыночный передел собственности. Призадумаешься, даже если собственности не имеешь. А впрочем, как сказать…

За балконом его однокомнатной квартирки на втором этаже висела недостроенная безымянная яхта. Пока он пересекал безмерные океанские просторы, она его ждала, накрытая брезентом, и скоро перестала пугать соседей и прохожих: мало ли что висит у людей на балконе. У кого – белье, у кого – яхта.

В ту пору очерки и отчеты о первой кругосветке Е. Гвоздева печатали не только махачкалинский еженедельник «Новое дело» и санкт-петербургский «Капитан-клуб». В июньском номере 1997 года известного американского яхтенного журнала «Мир путешествий» была опубликована маленькая статья о плавании махачкалинца 1992-1996 годов, в которой упор делался не столько на маршруте, сколько на конструкции его яхты «Лена» (длина 5,5 м), предназначенной для семейных прибрежных прогулок, но никак не океанских переходов. Но иллюстрировалась статья фотографией совсем другой, недостроенной яхты путешественника (длина 3,7 метра), висевшей за балконом его квартиры (на снимке). И сообщалось, что именно на ней моряк собирается отправиться в новую кругосветку.

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

У кого на балконе простыни, у кого – паруса

Не прошло и недели после выхода журнала в свет, как в Махачкалу по электронной почте пришло письмо от Джона Рейнольдса, бизнесмена из Канады, которого, видимо, сразили миниатюрность и примитивность яхты, сооружаемой к тому же на балконе. Он предлагал Евгению Гвоздеву воспользоваться его личной, заводского изготовления яхтой, вернее, парусной лодкой, так как яхтами там зовут роскошные парусные суда для миллионеров.

«Длина лодки, – сообщал Джон, – 25 футов, дизайн «Роберте», называется «Бакарди». На борту есть коротковолновый
радиоприемник, 2 канистры по 12 галлонов топлива каждая, двухтактный мотор в 15 л.с., две аккумуляторные батареи, стереосистема, эхолот, компас, приемник спутниковой навигации GРS, газовая плита на две конфорки, цистерна для воды емкостью 25 галлонов, туалет, якорь с лебедкой, комплект парусов, навигационные огни и прочее. Правда, у нас нет отражателя радара и стереосистема старая. Мачта складывается. Осадка лодки 3,5 фута, водоизмещение 6000 фунтов, она управляется рычагом руля.

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Сначала спуск с балкона и лишь потом – на воду. Апрель 1999 года

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Ноу-хау Гвоздева: строить яхту на балконе просто удобно

Моя страховка не распространяется на плавание в открытом море, и поэтому лодка не будет застрахована.

Если вас все это устраивает, вы можете распоряжаться нашей лодкой по своему усмотрению – мы будем рады вам помочь! Сообщите, когда вы планируете свое плавание и по какому маршруту. Дайте мне знать, что вы думаете по этому поводу, и я вышлю вам фотографию моей лодки «Бакарди».

Джон и Шерли Рейнольдс».

 

Е.Гвоздев перевел футы в метры, а фунты в килограммы, всплакнул по поводу устаревшей стереосистемы и отсутствия страховки и ответил сердобольным хозяевам яхты-мечты благодарностью и корректным отказом. Вернее, он сообщил им, что оставляет «Бакарди» на Тихоокеанском побережье Канады как один из возможных вариантов нового похода. О том, что он предпочитает стартовать и возвращаться под российским флагом в отечественные порты и пользоваться отечественными судами, Евгений Александрович вежливо промолчал.

Яхта, которой он располагал, берет до 700 кг груза: это вес
самого капитана, 250 л воды, 120 кг продовольствия (из расчета 2 л и 1 кг в сутки соответственно, то есть на 4 месяца автономного плавания), одежда и оснащение (ремонтные материалы, якоря, веревки, паруса и т.д.). Все пищевые, водные и прочие припасы посчитаны по самым жестким минимальным нормам, что делает долгое плавание на малой яхте далеко не курортным. Наиболее подходящими для кругосветок Е.Гвоздев считает суда длиной 7,5-9 м, сочетающие достаточный уровень комфорта, управляемости и безопасности. Такие яхты берут больше тонны груза и могут позволить себе даже стереосистемы, как на незабвенной, но чужой «Бакарди».

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

Была бы у Гвоздева такая красавица…

Гвоздев спустил свою обновку с балкона в апреле 1999 года, отвез ее к морю и испытал в переходе Махачкала-Актау-Махачкала. Экзамен яхта выдержала, хотя и оказалась более тихоходной, чем он ожидал. 17 мая стартовал на Астрахань. На мелкие недоделки пришлось закрыть глаза. «Если б я облагораживал и доводил «Саида», – говорит он, – то стоял бы у стенки до сих пор». Чтобы сэкономить время и деньги, яхту из Астрахани на грузовике перекинули в Новороссийск. 2 июля «Саид» взял курс на Босфор.

Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев | Олег Санаев

«Саиду» тесно в гавани судоремзавода

Максимальные суточные переходы были достигнуты в Атлантике – 72 мили, в Тихом океане – 85, в Индийском – 98 миль. Минимальные, фактически нулевые – в Красном море при постоянном встречном ветре.

В 4-летнем плавании самоделка прекрасно себя показала, хотя и нуждается сейчас в ремонте. В зарубежных портах своей миниатюрностью и примитивностью оснащения она вызывала не умиление, а удивление, удивление смелостью капитана, рискнувшего выйти на ней в океан, не говоря уже о Магеллановом проливе. Чтобы не вызывать недоумения, жалости и сочувствия, Е.Гвоздеву нередко приходилось отшучиваться, объясняя отсутствие до поры – до времени на борту GРS, радиостанции или двигателя модой в России на ретро и непреодолимым желанием испытывать себя в искусственно создаваемых экстремальных ситуациях. Мол, мы не бедные, а рисковые, под старину работаем. Этакая русская рулетка в морском исполнении. Впрочем, эти хитрости быстро раскусили еще в новороссийском яхт-клубе, где один коллега и знакомый сказал: «А тебя, Гвоздев, за рубеж пускать нельзя – чтоб страну не позорил». Сам же Евгений Александрович высказался на этот счет еще более определенно: «Конечно, долгое плавание на малых яхтах – это каторга. У них есть только одно достоинство: чем меньше яхта, тем больше подают. И не берут денег за стоянку».

О мастерстве, необходимом для управления таким 3,7-метровым «утюжком», как зовет его сам капитан, будет рассказано в IV главе «Морская практика».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Scroll Up