Невидимые миру танцы | Полина Санаева

Невидимые миру танцы

Невидимые миру танцы — Полина Санаева

При слове «экспериментальный» не ждешь ничего хорошего. Экспериментальными методами лечатся только смертельно больные. Вчера оказалась на Фестивале экспериментального танца «Ключи». И вот. Ничего более понятного и выразительного про сегодня и про себя – я не видела никогда. Люди на сцене — снаружи были такие, какие мы — изнутри.

Наверное, это и называется «современная хореография». А я-то боялась.

Стояла в очереди в туалет в КЦ «Москвич», вокруг танцовщики бурлят, девочка забегает в одних носках на кафель, и носки, конечно, грязные, а сама маленькая, худенькая, с косичкой. А ей высокая с дредами говорит: «Это у вас в постановке поддержка? Клевая такая…» А маленькая: «Да мы с нее валимся сегодня че-то… А я тебя по Ялте помню! Ты там в очках ходила. Клевый был батл!»

Другой мир, — думаю, — нам, филологам, не понять… А потом все поняла.

 «Ключи» придумала и реализовала (в рамках грандиозного недельного Фестиваля мастер-классов «Dance Connection») команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret. На их сайте скромно написано: «Одна из лучших танцевальных команд России». После вчерашнего начинаешь в это верить. Они всех собрали, пропустили через себя, организовали и провели офигенный концерт (со своей внутренней драматургией). Но все-таки не в них дело.

Когда-то мне посчастливилось увидеть балет «Весна священная» в постановке Пины Бауш. И не посчастливилось что-либо в этот момент почувствовать. Безмерное уважение и ноль эмоций. Поэтому думала, что «современная хореография» — это когда непонятно. А вчера было полтора часа напряженного удовольствия и удивления. 13 команд со всей России такое показывали, что потрясен был даже земляк Бауш, основатель и директор Дюссельдорфского центра Tanzhaus и президент Европейской сети «Танцхаузов» Бертрам Мюллер. А уж сколько он видел современной хореографии, даже подумать больно.

Когда наблюдаешь в программе фестиваля такую географию: Челябинск, Ставрополь, Сургут, Ростов-на-Дону, Красноярск (плюс Москва, Москва, Москва), снобски настраиваешься пережидать провинцию и получить заряд от столичных команд. Кто ж мог ожидать, что Челябинск, Ставрополь, Сургут, Ростов-на-Дону, Красноярск – это какие-то подпольные центры современной хореографии? То, что они показывали, называлось ПОСТАНОВКА. То есть не просто танец, а именно танцевальный спектакль, практически одноактный балет. И то, что Егор Дружинин (я б сказала САМ Егор Дружинин) назвал «потрясающим количеством свежих сценических идей», производит почти шоковое впечатление, заползает между ребер, не берет за живое, а на фиг его проковыривает.

Остановку «домурашек» мы с залом проехали во время первого же номера, и потом не отпускало. Все поголовно босиком, вроде такие сильные, но незащищенные, босикомые…Ну ладно, думала я, музыку, допустим, им инопланетяне написали, но сами — то они откуда взялись? Что это за люди? Кто их научил быть такими свободными? Как они могли вырасти на одной с нами почве? Где они берут на это время? Где, извините, берут деньги?

«Одержимость» видели? В «Ключах» все такие, только не барабанщики, а танцовщики.

Это как когда читаешь, допустим, «Трех мушкетеров» — шедевр, но не имеет к тебе лично никакого отношения. Или «Щелкунчиком» — просто любуешься. А эти танцуют, а у тебя губы дрожат. Что-то в воздухе, неуловимое и острое, как ультразвук, только в движении. Ты его не замечаешь, а он вибрирует внутри тебя и все меняет.

Эти танцовщики как будто что-то знают, что-то поймали и материализовали. Что именно? Дух времени, ритм, образы? Все вместе. В современной литературе настолько близкого я не нахожу. Наверное, я неподготовленный зритель, но даже не знаю, кто к такому готов. Широкий зритель ничего подобного не видит. Шоу «Танцы» на ТНТ приоткрыло дверку в этот мир, но ненадолго и не очень широко…А ведь он есть, этот мир современной хореографии! Он живой и светится.

Недавно психолингвист, специалист по мозгу Татьяна Черниговская начала свою лекцию рассказом о своем шоке: она увидела в Осло балет Иржи Килиан (Jiri Kylian) и снова поняла, как мало мы знаем о человеческих возможностях: «Я увидела, что они вытворяют и подумала: до чего же дошел антропогенез! Как усовершенствовались живые существа, которые могут ЭТО делать! Танцовщики нарушают законы природы. Закон всемирного тяготения прежде всего. Что происходит в мозгу у танцующих людей, почти невозможно исследовать. А что происходит в мозгу у балетмейстера? Ведь он представляет что-то эстетически прекрасное и технически сложное. Вы только подумайте! Они воплощают метафоры в движении!»

Не такими словами, но я тоже так подумала)

Девочку, ту в носках с косичкой я на сцене сразу узнала, очень ей хлопала, и никто никуда не завалился в сложной поддержке. А потом ее команда «EVOLVERS» получила гран-при фестиваля.

Сначала вышел знаменитый японец Такао Баба и по-немецки выразил всяческое восхищение увиденным, потом не менее знаменитый Раймон Закарей (RAYBOOM)  сказал, что это было лучше, чем в Германии, и Свен Нимаер — танцовщик, хореограф и педагог подтвердил, что проигравших тут быть не может. Завершил выступление жюри Егор Дружинин, который после похвал не удержался и посоветовал всем еще поработать над техникой, чтобы уж в следующем году…

Ура, что в следующем году «Ключи» повторятся, возможно, к этому моменту я уже опять забуду, сколько в стране живых, молодых, нереальных людей. Их же нигде не показывают! Куда на них ходить? Они, говорят, привыкли слышать: «Вы оч клевые, но по формату не подходите…»

Пропади он пропадом, этот формат, которому такие не подходят.

Участники фестиваля «Ключи»:

дом танца КУВЫРКОМ (Ростов-на-Дону)

CRAZY FAMILY (Челябинск)

творческое объединение РУССКИЙ FARFOR (Москва)

experimental dance theatre 10th AVENUE (Ставрополь)

творческий проект 22:33 (Москва)

театрально-танцевальная группировка STARTREC 357 (Москва)

P.L.U.R. CREATIVE (Москва)

EVOLVERS (Красноярск)

DARK HORSE CREW (Москва)

ТРУППА ТВОРЧЕСКИХ ТАНЦОРОВ (Москва)

CORN’S CHILDREN (Москва)

танцевальный проект МАТРЕШКИ IN JAZZ (Москва)

центр современной хореографии DANSWAY (Сургут)

P.S. А теперь девачковое: Саша Тронов – ты лучший!

Танцы

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:negative: 
::angel:: 
::redin:: 
::bravoo:: 
::carzy:: 
::devil:: 
::inlove:: 
::kiss:: 
::sorry:: 
::pardon:: 
 

Scroll Up