Только у Нинидзе могут быть такие… | Полина Санаева

Только у Нинидзе могут быть такие… | Полина Санаева

необыкновенные глаза…

Зарекалась не западать на кавказцев. Но вот смотришь на него и все понимаешь. И что он, может, ни один в жизни кредит не отдал, и в розыске у трех банков, сейчас четвертый оформляет по поддельному паспорту, и эти туфли блестят, как…  Но он смотрит на тебя, и закрадывается предательская мысль, что все это неважно, что разве эти глаза могут лгать?

Ну ничего, зато потом дети классные. Красивые и пассионарные такие. Вообще, среди женщин антикавказские настроения совершенно не популярны. И не из-за глаз.

Вчера в «Октябре» была премьера фильма «ЧБ», где сам Сергей Маковецкий! с его лицом героя Достоевского! сыграл кавказца. Нацика играет Чадов, его девушку — Мария Андреева (у нее это вторая премьера за месяц, первая — «Духless 2»). А главную роль отдали Мерабу Нинидзе, который когда-то дебютировал, ни много-ни мало, в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе (!), снимался «Лунном папе» Худойназарова и в «Бумажном солдате» у Алексея Германа-младшего. Недавно вообще советского разведчика у Спилберга сыграл. Он вообще трагический актер и живет в Вене последние 20 лет.

Только у Нинидзе могут быть такие...

Но как достоверно он играет кавказского жулика! Одними глазами все говорит. Смотрит, и понимаешь, что это ничего, что он – жулик. Что все равно он – ангел. Как все они. Но только по сценарию. Неважно…

Так получилось, что я была на съемочной площадке этого фильма. И там, конечно, народу миллион, актерские гримерки отдельно, технический персонал бегает, рельсы для камер кладут, Маковецкий приехал – толпа журналистов ломанулась за ним, потом Чадов вышел – за Чадовым. И тут такой чувак в сторонке стоит, весь какой-то грязненький, худенький, рубашка вообще извозюканная. Я думаю, ну понятно, дагестанцы фильм снимают, но этого они зачем сюда пустили? Всем, значит, запретили к площадке приближаться, а этот – пожалуйста, тусуется там, да еще с этой ужасной китайской сумкой в клетку. Ну что за..?

Понятно, что это и был Нинидзе, который ждал, когда начнут снимать, уже переодевшись в съемочный костюм. А по фильму у него на рубашке след от ножа и кровавая рана. А в сумке – сейф. Да и это неважно…

Только у Нинидзе могут быть такие...

Создатели фильма нет, не пытались создать лучезарный образ кавказца, честного, работящего семьянина (хотя и таких, говорят, немало). Они сразу же подставились во всем, и как бы говорят: да, все это имеет место быть, но и вы, ребята, со своим шовинизмом одолели уже. Кавказцев в фильме преспокойненько называют черножопыми, зверями, чурками и чебуреками. И Нурик (Нинидзе) вообще не дергается. Чего ему дергаться – его убили на третьей минуте. (А как он разговаривает тихо: как бы в пол-силы, все реплики будто в сторону, но к ним хочется прислушиваться).

Знаю, что Маковецкому предлагали сыграть главаря нациков, а он почитал-почитал сценарий и говорит: а давайте-ка я этого бандита Алхана попробую. Ну и попробовал. Ну и понятно, что у него получилось. Безо всяких обычных штучек и без пародии на кавказский акцент. Он же титан. А Чадов тоже сразу согласился, сказал: «Об этом надо снимать!» Он, оказывается, за нас)

Только у Нинидзе могут быть такие...

И еще про выбор: фильм снят кинокомпанией RSS Production, принадлежащей еще одному дагестанцу, Генеральному директору холдинговой компании «Южноуральская промышленная компания» – Рашиду Селимовичу Сардарову. (Собственно, он и есть RSS). И в определенный момент у него на столе лежало несколько сценариев самых разных жанров – на выбор. И он выбрал ЧБ. Решил, что снять внятное высказывание по поводу межнациональных отношений — сейчас важней всего.

Но фильм об оссссссссстрой социальной проблеме получился такой смешной, легкий. И в то же время энергичный. Роуд-муви. Осознанно это или нет, но «Ч\Б» отражает всеобщую усталость от длительного и беспонтового противостояния этих самых Ч и Б. И предлагает простой путь, как его можно преодолеть. По-взрослому, с юмором, без пафоса. А раз такой фильм стал возможен, значит, и решение проблемы возможно. Это закон.

Как известно, моего сына зовут Гасан и внешность у него — не то чтоб славянская. Приехав в Москву пять лет назад, он успел наслушаться про свою черножопость. И в школу, где такие шутки были в ходу, он ходить отказался. Помню, я пробовала его уговорить:

— Ты же не один там такой?

— Один!

— А Менишбек Айчолпон, он кто? Его тоже обзывают?

— Это девочка. И она не говорит по-русски.

Пару раз подрался и больше не пошел. Он потом попал в другую школу, где все танцоры и музыканты, и необычное имя и внешность — это плюс, а на национальность всем пофиг. Но осадок остался навсегда.

Это я к тому, что посмотрев «Ч\Б» этим летом, Гас вдруг расслабился. До такой степени, что когда я неполиткорректно бурчу что-то вроде: «как вы мне все черножопые надоели» – он только ржет. Он больше не чувствует, что он такой один.

И вообще это перестало быть обидно. Отпустило. Как после драки, или грандиозного скандала, или разговора, когда все вещи – своими именами, вся соль – на рану, а потом разрядка, смех — и напряжение уходит.

Не все, ох не все, умеют так поговорить, чтоб и не обидеть никого и правду сказать. Прямо, без экивоков, без шелухи, и, наоборот, без страха перед национальным вопросом и заискивания перед агрессорами.

Текста мало, диалоги короткие, емкие, каждое слово не просто так, каждое слово что-то весит. Там, где можно сорваться (и многие именно что срываются) в пошлость, в перебор, где легко пересолить или пересластить — «Ч\Б» по краю-по краю, но остался в рамках хорошего вкуса и хорошего воспитания.

Весь фильм так смонтирован, что сцены состоят из одних кульминаций. Ну, нет больше времени и сил разговоры разговаривать. Самая суть, обрыв, склейка и дальше побежали.

Попыток (и спекуляций) осмыслить проблему межнациональных отношений – их же множество! Иногда очень смешных, иногда предельно серьезных. Но смотришь-читаешь, и че-то не то… Фальшь какая-то и декорации фанерные. А «Ч\Б» смотришь – завязка нарочито фантастическая, персонажи – на грани и за гранью гротеска, ситуации не сильно правдоподобные, а при этом достоверность, точность попадания в тему, в каждодневную реальность, в самую суть.

Это заслуга и крепкого сценария, и режиссуры (одновременно деликатной и смелой – как и весь фильм) Евгения Шелякина, и прекрасных актеров. Какой замечательный эпизод у Редниковой, а Кахи Кавсадзе! — мммммммм — песня.

Кто еще не знает – фильм снят командой родом из Махачкалы и даже «Махачкалинских бродяг». Сценарий написал создатель той легендарной команды Андрей Галанов (в соавторстве с режиссером Евгением Шелякиным), а сопродюсерами стали звезды команды — Ибрагим Магомедов, Бинке Анисимов. И для всех них (включая Шелякина) это первый полный метр.

По ощущению «Ч/Б» – фильм по-хорошему советский, потому что советское кино лучше российского. Такой фильм могли снять только хорошие люди. Которым не все равно.

Временами им, конечно, обидно, но они слишком умные, чтобы обострять или быть слишком серьезными. «Мы про себя еще не такое слышали» — это точно. Когда им делают больно – они усмехаются, шутят и протягивают обидчику руку. Выдыхают и думают: надо что-то делать!

И делают такой фильм.

Только у Нинидзе могут быть такие...

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:negative: 
::angel:: 
::redin:: 
::bravoo:: 
::carzy:: 
::devil:: 
::inlove:: 
::kiss:: 
::sorry:: 
::pardon:: 
 

Scroll Up